Тюменская обл., ЯНАО,г. Ноябрьск, ул. Дзержинского, 5
Версия для слабовидящих
Телефоны:
8(3496) 32-83-11
Приёмная факс:
8(3496) 32-29-44
Главная » Рубрика "Вопрос-ответ" » Рубрика "Вопрос-ответ"

Рубрика "Вопрос-ответ"

 

Вопрос:  Что такое «социально-неблагополучная семья»?

Ответ: это семья, имеющая низкий социальный статус в различных сферах жизнедеятельности; семья, в которой обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, присутствуют скрытые или явные дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети». Чаще всего в таких семьях наблюдается антисанитария, материальное положение оставляет желать лучшего, дети голодают, страдают не только физически, но и психологически. Таким образом, самой главной особенностью неблагополучной семьи является ее отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое приводит к отклонениям в его поведении.

 Существуют следующие факторы социального риска:

1. Социально-экономический (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);

2. Медико-социальный (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей – особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);

3. Социально-демографический (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями);

4. Социально-психологический (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);

5. Психолого-педагогический (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);

6. Криминальный (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).

                Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная).  

 Необходимо понимать, что во многих семьях их неблагополучие – это нормальное явление, которое стало хроническим. Мама, папа или другие родственники не хотят ничего менять, их всё устраивает. Окружающим необходимо обратить на такую семью внимание, попытаться помочь выбраться из этой ситуации.

Одним из вариантов такой помощи может оказаться обращение к специалистам ГКУ ЯНАО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония» в МО г. Ноябрьск».

Автор: заведующая ОСПП  Е.К.Буйских.


Вопрос-ответ

 

Как приучить ребенка к самостоятельности?

 

Ответ: Самостоятельность — весьма важное качество, которое пригодится ребенку на протяжении всей жизни. Поэтому очень важно уделить развитию этого навыка особое внимание. Ведь от уровня самостоятельности ребенка будет зависеть то, насколько полноценно он сможет адаптироваться к различным житейским ситуациям. Самостоятельность поможет уже выросшему человеку на всем его жизненном пути, будет способствовать в достижении целей.

 

Начнем с того, что дети не рождаются безвольными. Их делает такими воспитание в семье. Вы с раннего детства  опекали своего ребенка, контролировали каждый его шаг и решали за него все вопросы, что и когда делать, какую одежду носить и т.д.?

 

«Что же нам делать дальше»? - спросите вы.  Ну, во- первых, начните поэтапно приучать ребенка принимать решения и отвечать за их последствия. Дайте свободу выбора, регулярно создавайте для подростка ситуации, когда ему нужно самостоятельно принять решение.

 

Например, ребенку нужна обувь или другие вещи. Прежде чем пойти в магазин, обсудите с ним максимальную сумму, на что он может рассчитывать. В  процессе покупки не предлагайте и не навязывайте свой ассортимент, а дайте ребенку  право  действовать самостоятельно, вы можете подсказать, высказать свое мнение, но только по поводу «Велико», «Мало».

 

Точно так же оставьте подростку право при оформлении интерьера своей комнаты, наряда для вечеринки. Если же ребенок никак не может определиться, предложите посчитать плюсы и минусы  практичности и т.д. То есть научите делать выбор не импульсивно, а обдуманно. Вполне вероятно,  подобранные ребенком вещи не доставят Вам удовольствия. Но будьте последовательны, если уж предложили решать самому, то не мешайте.

 

Ребенок собирается на прогулку и надел вещи не по погоде, не командуйте: «Сними это, и надень то», спокойно предложите посмотреть на градусник и выглянуть в окно, затем поинтересуйтесь: «Ты уверен, что не замёрзнешь, не промокнешь и. т. д.»? Если подросток уверен в своем выборе, не отговаривайте его.

 

Разрешите ребенку делать: самостоятельно пришить пуговицу или погладить вещи, приготовить салат. Естественно, что первые попытки будут не самыми удачными, но старайтесь быть сдержанными, не бросайтесь делать за него, а критикуйте только конструктивно без перехода на личность («Криворукий», «Балбес», «Неуклюжий» и т.д.).

 

Учите планировать день с самого малого.

 

Например, после школы ему нужно вынести мусор, помыть полы до 15-00, сходить на секцию с15-30 до 16-30, а уроки выполнить  17-30 до 19-00 и так систематически.

 

Это поможет вашему ребенку контролировать себя и быть самостоятельным.

 

 

 

Автор:                                                                                       Воспитатель: Стратулат Н.В.



ВОПРОС-ОТВЕТ

Ленивый ребёнок – что делать, если ребёнок ничего не хочет делать?

Самое важное, что нужно помнить – если ребёнок не хочет ничего делать и ему это сходит с рук, это обязательно скажется на его будущем. Результаты неконтролируемой лени, как правило, плачевны. Это полное отсутствие карьеры, проблемы с личной жизнью, слабая социальная роль, низкая самооценка, отсутствие развития во всех начинаниях и многие другие негативные моменты. Задача родителя – научить ребёнка жить, научить самодисциплине и ответственности, привить ему полезные привычки и навыки, которые позволят ему позаботиться о себе в будущем. Ребёнок должен научиться, как минимум, убирать за собой, обслуживать себя, готовить элементарную еду – и это только то, что касается быта.

Лень - это не навык, а его отсутствие. Прежде всего, это неспособность заставить себя сделать то, что необходимо, а также желание создать вокруг себя уютный кокон, состоящий только из того, что приятно, комфортно и доставляет удовольствие. При этом отбрасывается все, что требует отдачи энергии и усилий, душевных и телесных.

Попробуйте превратить обязанности в игру. Убираем игрушки – ищем сокровище, читаем – выполняем часть сложного секретного задания. Если ребенок не любит какой-то школьный предмет, его можно преподнести в новом свете, устраивать собственные домашние познавательные уроки.

Взрослого ребенка можно мотивировать его собственными мечтами и желаниями. Попробуйте объяснить, почему то или иное действие нужно, чем оно полезно именно ему. Если ребёнок категорически отказывается делать что-то, попробуйте найти с ним альтернативу: не хочет помогать мыть посуду, может, ему будет интересно готовить, отвечать за выгул собаки и т.д.

Ни в коем случае не упрекайте своего ребёнка и, тем более, не жалуйтесь на него родственникам и знакомым в его присутствии. Интереса от такого положения дел у него не появится, а вот желания протестовать и делать всё назло может прибавиться.

Советы родителям: как победить лень.

  1. Давайте конкретные поручения.
    Неправильно: «Хватит валяться, сделай что-нибудь!»
    Правильно: «Пожалуйста, разбери посуду».
  2. Уважайте ритм ребенка.
    Неправильно: «Немедленно садись делать физику!» 
    Правильно: «Напоминаю: у тебя еще час, чтобы отдохнуть, а потом уроки».
  3. Позвольте столкнуться с последствиями.
    Неправильно: «Пятый раз напоминаю – отнеси вещи в стирку!»
    Правильно: «Нечего надеть? Сочувствую, но в стиральную машину попадает то, что лежит в корзине для белья».
  4. Отмечайте прогресс.
    Неправильно: «Давай ты всегда будешь делать уроки так хорошо и быстро».
    Правильно: «Смотри, ты не отвлекался и справился за два часа. Здорово!»
  5. Победителя ждет награда.
    Неправильно: «Убрал в своей комнате? А это что за пыль?»
    Правильно: «Как мне нравится, что тут порядок! Теперь можем вместе посмотреть новый фильм».

Одобрение, похвала, поддержка – вот что нужно ребёнку.

 Ничто не истощает и не разрушает   человека, как продолжительное физическое бездействие.
                                                       Аристотель

 

Автор статьи                                                                                     Педагог-психолог:  Титаренко В.А


 

ВОПРОС-ОТВЕТ

Иногда кажется, что я   мои дети говорим на разных языках. Как избежать конфликтов с детьми, как правильно общаться с ребенком?

Мы проводим большую часть нашего времени на работе и привыкли к общению, со взрослыми. Дома же нужно переключиться на общение с ребенком. Вы должны понять, что общение с ребенком это не разговор на другом языке, а просто принятие другой точки зрения. Это общение очень, необходимо прежде всего, вашему ребенку. 

Если общение родителей с детьми лишь формальное, то со временем родители поймут, что ребенок не говорит о своих проблемах и не доверяет родителям.

Предлагаем некоторые способы сделать ваше общение с ребенком более эффективным.

Будьте доступны для ваших детей:

  • Обратите внимание на время, когда ваш ребенок более всего расположен к разговору. Это может быть время перед сном, перед обедом или в машине. Тон разговора должен быть ровным и спокойным.
  • Начиная разговор, дайте понять ребенку, что вам не безразлично, что происходит в его жизни.
  • Найдите время хотя бы раз в неделю быть один на один с каждым ребенком. При этом вы можете просто общаться или заниматься совместной деятельностью, но только один на один.
  • Узнайте больше об интересах ваших детей – какая у него любимая музыка, увлечения – и проявите откровенный интерес к ним.

Пусть ваш ребенок знает, что вы его слушаете:

  • Когда ребенок говорит о проблемах, оставьте все свои дела и выслушайте его.
  • Выразите интерес к тому, о чем он говорит, но не навязчиво.
  • Прислушайтесь к его точке зрения, даже если вы с этим не согласны.
  • Прежде, чем ответить, дайте ребенку полностью высказать его точку зрения.
  • Повторите то, что вы услышали, чтобы быть уверенным, что вы правильно поняли ребенка.

Как вы должны реагировать на услышанное:

  • Старайтесь смягчить жесткую реакцию, на которую вас настроил ребенок, не показывайте свое недовольство эмоционально.
  • Осторожно выскажите свое мнение, не задевая чувства ребенка.
  • Старайтесь не спорить о том, кто прав. Вы можете сказать: «Я знаю, что ты не согласен со мной, но это то, что я думаю».
  • Во время разговора сосредоточьтесь на чувствах ребенка, а не на своих собственных.

Помните:

  • Не забывайте, спросить ребенка, чего он ждет от вашего разговора – совета, просто выслушать, помощи в борьбе с чувствами или помощи решить проблему.
  • Дети учатся подражая. Скорее они будут следовать вашему примеру в том, как они справляются с гневом или решают проблемы.
  • Когда вы говорите с ребенком избегайте лекций, критики, угроз и не говорите неприятные слова.
  • Дети должны научиться правильно принимать решения. Поэтому, предупредите ребенка, какие последствия принесет его решение, но если эти последствия  не несут опасности, не настаивайте на том, чтобы ребенок поменял его. Он должен приобрести свой опыт и понять, что есть ситуации, в которых нужно советоваться со старшими.
  • Иногда ребенок может испытывать вас и вашу реакцию и из страха сказать лишь часть того, что его беспокоит. Поэтому слушайте ребенка внимательно, поощряйте его к разговору и не выражайте сразу свое недовольство. Тогда, возможно, он расскажет вам все.

 Автор статьи:                                                                                                                                      Педагог-психолог: Давыденко А.И.

 

ВОПРОС-ОТВЕТ

Мой ребенок ворует, как с этим справиться?

Детское воровство относится к так называемым «стыдным» проблемам. Родителям чаще всего неловко говорить на эту тему, им нелегко признаться, что их ребенок совершил таковой поступок (украл деньги или присвоил чужую вещь).

Представление о том, что такое «мое» и «чужое», появляется у ребенка после трех лет, когда у него начинает развиваться самосознание. Никому и в голову не придет называть вором двух-трехлетнего малыша, взявшего без спросу чью-либо вещь. Но чем старше ребенок, тем вероятнее, что подобный его поступок будет расценен как попытка присвоить чужое, иными словами – как «кража».

Если у ребенка не все благополучно дома (например, его родители вечно заняты, им нет дела до его проблем и интересов, они отвергают его), то ребенок будет искать утешения вне семьи. Чтобы завоевать популярность и уважение сверстников, такой ребенок готов на многое. А здесь уж - как повезет, какая компания попадется.

Основными причинами детского воровства являются:

1. Сильное желание владеть понравившейся вещью, единственная возможность получить желаемое.                                                                                                                                                                                

2. Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка.

3. Недостаток развития нравственных представлений и воли.

4. Стили семейного воспитания (потворство, гипоопека, директивный стиль, жестокое обращение, эмоциональное отвержение);
5. Отсутствие интересов, увлечений, неразвитость способностей;
6. Психические отклонения (клептомания);
8. Конфликт между родителями, ребенок подсознательно «переключает» внимание на себя;
9. Требования группы сверстников подростка «достать» деньги.

Как вести себя, если вы подозреваете ребенка в воровстве.

Украденную вещь необходимо вернуть владельцу, но необязательно заставлять ребенка делать это самостоятельно, можно пойти вместе с ним. Он должен почувствовать, что каждый человек имеет право на поддержку. Если вы уверены, что вещь взял ребенок, но ему трудно в этом сознаться, подскажите ему, что ее можно незаметно положить на место. Попробуйте вместе с ребенком найти выход из сложившейся ситуации. Помните - это должно быть совместное решение, а не ваш приказ. Если ребенок «не пойман за руку», невзирая ни на какие подозрения не спешите его обвинять. Будьте предельно осторожны, проявляйте чуткость, ведь перед вами не вор-рецидивист, а ребенок. От вас зависит, каким он вырастет. Поспешив, дав волю своему негодованию, вы можете испортить ребенку жизнь, лишить его уверенности в праве на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе. Некоторые родители в сердцах бьют детей по рукам, приговаривая, что в древности ворам отрубали руку, грозятся в следующий раз сдать их в милицию. Это ожесточает детей, создает ощущение собственной порочности. Дайте ребенку понять, как вас огорчает то, что происходит, но старайтесь не называть происшествие воровством, кражей или преступлением. Спокойная беседа, обсуждение ваших чувств, совместный поиск решения любой проблемы лучше выяснения отношений. Постарайтесь понять причины такого поступка. Возможно, за фактом кражи кроется какая-то серьезная проблема. Например, ребенок взял дома деньги, потому что с него требуют «долг», а ему стыдно в этом признаться.

Cамое важное - какой пример мы подаем своим поведением. Первые и самые главные уроки нравственности ребенок получает в семье, наблюдая за поведением близких. Об этом всегда надо помнить.

 

Автор статьи:                                                                                       Психолог:  Макшова Н.А.

 

ВОПРОС-ОТВЕТ

Жить ли нам вместе ради ребенка?

Развод родителей – это довольно тяжелое событие для каждого ребенка. Поэтому если вашу семью постигло такое несчастье, то очень важно для обоих из родителей сделать переживания ребенка менее болезненными. Крах в отношениях обычно случается не запланировано, хотя и внезапным это событие назвать нельзя. Просто в силу каких-либо обстоятельств мужчина и женщина делают выбор: продолжать жить вместе ради ребенка или развестись и стоить свою жизнь отдельно друг от друга. Решение это всегда непростое, особенно если в семье есть дети. Одни считают, что не стоит травмировать психику собственных детей, и продолжают жить вместе, оставаясь при этом друг другу совершенно чужими людьми. Однако, наивно думать, что дети не видят и не понимают истинного положения вещей в семье, где мама и папа просто сосуществуют на общих квадратных метрах. Совместная жизнь «ради ребенка» несет в себе несколько подводных камней, о которых родители могут даже не догадываться.

Во-первых, дети прекрасно чувствуют ложь и фальш. Обманывая ребенка, даже во спасение (как считают многие родители, что так они и поступают), родители учат свое чадо лжи.

Во-вторых, дети копируют не только поведение взрослых, но и жизненные ситуации. В семье, где папа уважительно относится к маме, дети тоже будут стремиться повторить такие отношения в будущем в своей семье. Мальчики будут учиться уважать девочку, женщину с ранних лет. Девочка, когда вырастет, будет подсознательно искать мужчину, похожего на отца. Какой пример для подражания, какую модель семейных отношений подадут родители своим детям, если будут жить вместе только ради детей, не испытывая друг к другу ничего, кроме досады, ненависти или безразличия?

В-третьих, вряд ли дети оценят такую жертву, когда вырастут. А родители, могут остаться у разбитого корыта, так и не устроив свою жизнь.

 Автор статьи:                                                                                        Психолог: Макшова Н.А.

 

ВОПРОС-ОТВЕТ

Как правильно вести себя при ссорах между детьми – как помирить детей?

Главными причинами ссоры между детьми являются:

  • Борьба за обладание вещами (игрушками, одеждой, косметикой, электроникой).

  • Разделение обязанностей.

  • Неравное отношение родителей к детям.

  • Сравнения между детьми.

Ссоры детей чаще всего возникают из–за неправильные поведения родителей.

Если уж дети ссорятся, то родителям нельзя:

  • Кричать на детей. Нужно проявить терпение и попытаться сдержать свои эмоции. Крик – это не выход.
  • Искать виноватого в сложившейся ситуации, т.к. каждый из детей считает себя правым;
  • Не стоит принимать чью – либо сторону в конфликте. Это может разделить детей в их представлении на «любимчика» и «нелюбимого».

Если видите, что дети решают спор сами, идут на компромисс и продолжают играть дальше, то родителям вмешиваться не стоит.

Но если ссора переходит в драку, появляется обида и раздражение, родители обязаны вмешаться.

  • Решая детский конфликт, не нужно параллельно заниматься ещё какой – либо работой. Отложите все дела на потом и разберитесь в конфликте, доведите ситуацию до примирения.
  • Внимательно выслушайте видение ситуации каждой конфликтующей стороны. Когда ребенок рассказывает, не перебивайте его и не позволяйте этого второму ребенку. Найдите причину конфликта: что конкретно стало поводом для драки.
  • Вместе ищите компромиссный вариант решения конфликта.
  • Проанализируйте своё поведение. Как считает Эда Ле Шан, американский психолог, что ссоры между детьми порождают сами родители.

 

Автор статьи:                                                                                                                                            Педагог-психолог: Давыденко А.И.

 Вопрос-ответ

Детские страхи — как помочь ребенку?

Детские страхи бывают у детей разных возрастов, от грудного и до подросткового. Чтобы детские страхи не стали причиной проблем с психикой во взрослом возрасте, психологи советуют всем родителям мягко реагировать на детские страхи, поддерживать ребенка, пытаться его понять, если он чего-то боится:

-если ребенка беспокоят ночные страхи, постарайтесь создать позитивное настроение перед сном, чтобы ребенок думал только о хорошем;

-поддерживайте ребенка, обнимайте его, это поможет ему справиться со своими страхами;

-постарайтесь приблизить все объекты страха ребенка к реальности, пусть он их рисует, лепит, читает о них в книгах, чтобы изучить страх и перестать бояться;

-ни в коем случае нельзя ругать малыша, запугивать, напоминать ему о том, что он уже большой и не должен бояться темноты или чудовищ, которые живут в шкафу.

-контролировать  просмотр телевизора, фильтровать мультики самым жестким образом. Это важно!

У ребенка должна быть опора на вас, доверие. Когда боится, несмотря на все ваши заверения — это значит он в вас НЕ УВЕРЕН. Задумайтесь.

Помните, что у деток воображение развивается семимильными шагами и все, что он видит - проходит через образы в сознании. Окружите ребенка своим теплом, пониманием, поддержкой, учтите вышеприведенные рекомендации, и вы сможете преодолеть эту проблему.

Страхи исчезают тогда, когда они перестают подпитываться сознанием на разных уровнях и окружением, в котором растет ребенок.
Как освободить сознание — нужно образы вытащить из сознания и материализовать на бумаге или др. поделочном материале, который легко можно уничтожить (порвать, сжечь и т.д.).

Самое простое, что реально сделать в домашних условиях: попросите ребенка нарисовать самый страшный страх на бумаге. Красками, карандашами, фломастером — как удобно, лишь бы был четкий образ на листе. Придумать ему имя, образ жизни и когда полностью ребенок выговорится, предложить вместе уничтожить рисунок (поделку).

Эта терапия проводится несколько раз до тех пор, пока ребенок не вытащит полностью все свои страшные образы и не воплотит на бумаге, которую сам уничтожает.

Если же страхи зашли очень далеко и наряду с ними малыш испытывает ряд других проблем психологического характера, помочь ему может  только специалист, который и посоветует, как действовать в том или ином случае. В большинстве же своем при понимании и поддержке со стороны родителей ребенок вполне может самостоятельно преодолеть все свои страхи.

 

 Педагог- психолог: Титаренко В.А.

Воспитание – великое дело: им решается участь человека.

В.Г.Белинский

вопрос-ответ

 

Как помочь ребенку, если его эмоции выражаются слишком бурно?

 

 Понятно, что надо обращаться к специалисту. Но мама на своём уровне, в своей семье, может ли она что-то сделать, чтобы помочь ребёнку не так сильно выражать истерики, ни драться, ни кусаться, ни топать ногами, а как-то выражать по-другому свои эмоции?

 

По сути, это изначальная задача родителей. Мама должна сначала понять, что с ребёнком происходит, а потом ему сказать об этом. Когда мы видим, что он замахивается, хочет ударить: «Ты сейчас сердишься. Ты рассердился из-за того, что я не разрешила смотреть мультик. Я понимаю”. Получается, она называет эмоции. Потом она ему подсказывает, что можно с этим  сделать. Она говорит: «Но бить я не разрешаю». Мы говорим запрет, что бить нельзя: ни взрослых, ни детей, никого. «При этом ты можешь…» И подсказывает ему, как ребёнок может выразить по-другому: «Ты можешь бить игрушки, рвать бумагу, бить в барабан, топать ногами». Любые вещи, которые считаются в этой семье допустимыми для выражения агрессии. Таким образом, мама ребёнку называет  то, что с ним происходит и показывает, как справиться со своими эмоциями  другим способом, учит его. Тогда ребёнок, постепенно-постепенно научиться вербализировать свои эмоции,  называть словами, а научится этому только тогда, когда их будут называть родители. Тогда он сам, через какое-то время, очень быстро, будет говорить: «Я сержусь. Не делай этого!».  И  первое время учить его, не ударять – а говорить: «Я  хочу тебя ударить. Я так сильно на тебя рассердился!». Сначала ребёнок будет это говорить, потом он научится уже справляться с этим внутри.

 

     От эмоциональной сферы зависит, насколько в первую очередь ребёнок  будет понимать себя, свои эмоции. Если он будет понимать себя, он сможет  их выражать по-разному. Сможет не просто ударить, сможет сказать: «Я на тебя сержусь!». Точно так же он сможет понимать, что происходит с другими, что происходит с детьми, с которыми он играет, что происходит со взрослыми. Он сможет по-разному общаться, сможет сказать: «Ой, я смотрю, ты обиделся. Что там произошло у тебя?» И исходя из этого, ребенок будет более успешным в общении, более счастлив. Ему будет легче в садике, ему будет легче в школе. Это очень важное влияние.

 

Автор статьи:             Воспитатель: Джадаева З.А.                                     …..Взрослые не должны сердиться на детей,

 

потому что это не исправляет, а портит.

 

Януш Корчак


Вопрос-ответ

Как научить ребенка убирать за собой игрушки?

Ответ: Обучая ребенка убирать за собой игрушки и помогать поддерживать чистоту в доме, очень важно не забывать о главном – любая работа должна приносить радость и удовольствие. Новизна от освоения веника или изготовления пены из моющего средства быстро проходит, и ребенок остается наедине с каждодневной рутиной.   
Как же заинтересовать и увлечь уборкой?

• Сюжетно-ролевые игры
Для маленького ребенка нет лучшего способа, чем игра. Можно представлять себя бульдозером, сгребающим мусор или развозить кукол по домам на такси. Можно «клевать» крупинки мозаики, разбросанные на ковре. Или изображать робота-сортировщика. Можно практиковать специальную уборочную игру, в которой силы чистоты борются с мусорными монстрами.
За пределами детской не меньше поводов для игр. Например, пылесос очень похож на существо, требующее еды. А ботинки – на лошадок, которых нужно мыть от грязи и тереть щеткой.

• Игра «Угадайка»
Правила просты – родители занимаются своими делами, а ребенок бежит в детскую, расставляет по местам несколько игрушек одного типа и потом сообщает, сколько вещей он убрал. Родители с трех попыток стараются узнать, что это было: «Лего? Карандаши? Солдатики?» Если не угадали – ребенок получает столько очков, сколько убрал игрушек, и бежит расставлять по местам новую порцию.

• Время уборки
Многим детям трудно оставаться с беспорядком один на один. Именно поэтому они охотнее помогают мыть полы и посуду, лишь бы не возвращаться к разбросанным игрушкам. Но поскольку игрушки убирать тоже нужно, приходится выдумывать что-то интересное. Один из способов увлечь – объявления. Объявляется «время мусора» – и ребенок несколько минут собирает обрезки бумаги, потом объявляется «время лего» – ребенок складывает детали в контейнер. И так далее: «время канцелярии», «время мягких игрушек», «время посторонних предметов».

• Миссия выполнима
Для домашних дел можно использовать карточки миссий на несколько дней. На каждой – список каких-то повторяющихся дел. Например: «Вымыть 20 тарелок, 5 раз убрать постель, 3 раза вычистить раковину». На обратной стороне карточки очки за выполнение. Одновременно ребенок получает 3 миссии, полностью выполненная миссия заменяется новой.

• Квест
Обычный родительский ультиматум «не будешь смотреть мультфильм, пока не наведешь порядок», можно трансформировать в увлекательный для ребенка квест. Если есть время – лучше нарисовать карту из 7-10 станций. Ребенок путешествует от одной станции к другой и на каждой его встречают местные жители и дают задания. Жителям одного города нужно очистить дно озера (помыть раковину), другого – помочь собрать урожай (все тот же рассыпанный лего), третьи просят поработать в саду (полить цветы). А на четвертой станции жители могут просто угостить путешественника яблоком. Конечная цель путешествия (мультфильм) тоже имеет значение, хотя большинство детей увлечется и самим процессом – приключениями, ожиданием новых встреч.

• Правила
В младшем школьном возрасте дети начинают бороться за равенство в семье и придумывать правила для всех. И их вполне можно поддержать. Например, договориться, что каждый, кто кладет тарелку или ложку в пустую раковину, обязан их помыть. Или решить, что перед завтраком каждый в семье 15 минут занимается уборкой квартиры. Генеральной уборкой тоже лучше заниматься всем вместе.

• Семейные соревнования
Иногда совместный труд может временно уступить место состязанию. Для него удобно повесить на холодильник табличку, где каждый будет отмечать вымытую им посуду или вынесенный мусор. А через неделю подвести итоги и наградить победителя. Даже если взрослые будут продолжать все делать обычным образом, азарта ребенка хватит на всех.

• Награды
Здесь хочется сказать подробнее о наградах. Во многих играх ребенок зарабатывает очки. Но что с ними делать потом? Прежде всего, удачная игра будет интересна и без призов. Поэтому приз может быть какой-то приятной мелочью – конфетой, наклейкой. Можно копить очки на что-то нематериальное, например, на поход в зоопарк. Можно тратить на мультфильмы и компьютерные игры. Можно использовать как премию к выдаваемым карманным деньгам. Но самым честным и логичным кажется обмен очков на совместную с родителями игру, чтение, поездку. Ведь ребенок-помощник действительно экономит родительское время. Приз можно назначить заранее. А можно написать целый список разных наград с расценками, пусть ребенок сам выбирает.

• Что дальше?
Многие родители опасаются, что если ребенку один раз предложить такую забавную игру, он потом не станет убираться обычным способом и придется все время что-то придумывать. Это не так уж страшно. Ведь ребёнок будет учиться считать и практиковаться в чтении в таких играх, а также развивать фантазию и тренировать логику. И трудно передать, сколько радости, творческого вдохновения и семейного единения может принести выдумывание каждой новой игры.

Но при этом ребенок растет. Он начинает получать удовольствие от хорошо выполненного дела. Радоваться превращению «ужасного в прекрасное». Он понимает, что не время биться с мусорными монстрами, если через час приедут гости. А какие-то дела наконец-то становятся привычками и не требуют специальной мотивации. Кроме этого, ребенок быстро учится помогать идеями и вносить дополнения, а потом и самостоятельно превращать любые дела в интересные.

 

Автор статьи:                                                                                                   Воспитатель: Бодруг Ю.Н.



 

 


 

 

 

 

 

 

О центреНормативно-правовая базаСвидетельство о государственной регистрации Результаты проверок, оценкаО численности получателей социальных услуг по формам социального обслуживанияПорядок предоставления услуг, тарифыФормы социального обслуживания и виды социальных услугНаши достиженияМетодические материалы и консультации специалистовФотогалереяНаличие свободных мест в ГКУ ЯНАО «СРЦН «Гармония» в МО г. НоябрьскВакансииПрожиточный минимумПопечительский советФинансово-хозяйственная деятельность учреждения, отчетыСведения об учредителеСхема проезда на городском транспорте к ГКУ ЯНАО «СРЦН «Гармония» в МО г. Ноябрьск», местонахождениеПравила внутреннего распорядкаСхема подчиненияМатериально-техническое оснащениеПолезные ссылкиИнформация по противодействию коррупции Рубрика "Вопрос-ответ" Информация об объеме предоставляемых услуг за счет бюджетных субъектов и за платуПодача заявлений, отзывов и предложений
Государственное казенное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Гармония"
в муниципальном образовании

г. Ноябрьск»
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Спасибо за вашу помощь!
captcha
Введите код: *